Россия, 119270, Москва ул. Хамовнический вал, д.6

Оффлайн курсы ЭМШ

Прошло много времени и мы уверены, вы успели соскучиться по . Так что встречайте!
Но сначала позвольте вам рассказать про существование классных оффлайн курсов ЭМШ (подробнее тут: ). Там реально очень круто и классно готовят к экзаменам, приходите!
А теперь давайте вернемся к экономике)

Все из нас хотя бы раз, придя в магазин, думали: а что бы мне купить, сколько и хватит ли денег? Как же мы отвечаем на эти вопросы?
У каждого товара и услуги есть такое свойство, как общая полезность (TU) – это то удовлетворение, которое мы получаем от потребления всего имеющегося у нас количества благ данного вида. Но кроме общей полезности у товаров есть так же и предельная полезность (MU) – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объёма потребления данного блага на единицу, или полезность последнего из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага. Для каждого товара для каждого человека полезности разные, и редко мы можем точно сказать, чему она равна, но именно с её помощью мы принимаем решения о нашем потреблении.
Наличие полезности у товаров позволяет нам оценить значимость и ценность каждого из них, а значит, мы можем понять, сколько мы готовы за них заплатить. Например, если яблоки и груши стоят одинаково, а мы больше любим груши, то вряд ли мы купим сильно много яблок. Но и все деньги на груши мы тоже тратить не станем. Почему? А потому что каждая последующая единица товара приносит нам все меньше удовлетворения, то есть первая груша для нас очень ценна, а съев пять груш нам может даже стать плохо. Это называется законом убывающей предельной полезности.
Не думайте, что этот закон означает что удовольствие от товаров постоянно падает, он всего лишь говорит, что много благ - хорошо, но слишком много – плохо. То есть существует некоторое оптимальное количество. Но когда же оно достигается? Все просто: общая полезность максимальна при нулевой предельной полезности. Если вы знакомы с производной, то уже наверняка догадались, что MU=TU’, так что понять почему TU=max при MU=0 не составит труда.
Но как же нам понять, какой набор продуктов будет для нас оптимальным? Для этого необходимо не только сравнить полезность разных благ, но еще и их стоимость. Если бы все продукты стоили одинаково, мы купили бы больше того, который нам больше нравится, то есть обладающий большей предельной полезностью. Увы, часто цены не совпадают, и возникает вопрос: что же делать? Можно искусственно свести предельную полезность разных благ к одной стоимости, просто посчитав их отношение. Это называется взвешенной по ценам предельной полезностью и рассчитывается как MU/P. Несложно догадаться, что равновесие достигается при равенстве взвешенных полезностей между всеми товарами. Из чего легко вывести, что в равновесии отношение предельных полезностей товаров равно отношению их цен.
Существует еще один метод расчета оптимального количества товаров: кривая безразличия. Этот метод скорее графический, так как кривая безразличия - это геометрическое место точек, которое показывает различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. То есть это множество непересекающихся, выпуклых к началу координат прямых, общая полезность в любой точке каждой из которых не меняется. Но что же нам дает эта кривая? В одиночку она нам ничем не поможет, но если построить бюджетное ограничение (множество всех доступных наборов), то можно найти оптимальное соотношение благ. Как же это сделать? Достаточно очевидно, что чем дальше расположена кривая безразличия от начала координат, тем больше полезность на ней, а значит, нам надо просто выбирать самую дальнюю от начала координат, которая имеет хотя бы одну общую точку с бюджетным ограничением. Их общая точка и будет показывать тот самый оптимальный набор.
Как мы уже заметили наш выбор обусловлен не только полезностью, но и ценой, а значит при разных ценах мы будем потреблять по-разному. То есть, принимая решение об оптимальном наборе товаров, мы предъявляем спрос на эти товары. А значит, мы можем вывести наш индивидуальный спрос на любой из товаров.